О взаимоотношениях пластического хирурга и пациента

О взаимоотношениях пластического хирурга и пациента
Кто друг другу врач и пациент? Руководитель и подчинённый? Специалист и его клиент? Я предпочитаю другую модель взаимоотношений в таком деликатном деле как пластическая хирургия.

Я начал работать пластическим хирургом в Омске ещё в 1996 году. В то время это было редким явлением даже для такого большого города. По всей стране тогда ещё не начался «бум», триумфальное шествие пластической хирургии, косметологии, эстетической и антивозрастной медицины было ещё впереди.

Кто принимает решения?

Профессиональной литературы по специальности было мало. Немногим из того, что я мог прочитать для своего развития были «Справочник по косметологии» 1956 года издания и ксерокопированные статьи и страницы из книг американских пластических хирургов «с картинками» (схемами операций).

А по психологии отношений с пациентами у меня было несколько страниц машинописного текста, написанного Робертом Голдвином. Там описывалось, как вести себя с агрессивными пациентами, с «хирургическими наркоманами» (людьми желающими выполнения всё новых и новых операций в связи с нарастающей неудовлетворенностью своей внешностью), разочарованными людьми, не получившими желаемого результата от операций. Все эти материалы, устанавливали рамки взаимоотношений «пластический хирург – клиент» как отношения руководителя и подчиненного.

В тот период не было профессиональной подготовки по пластической хирургии, в профессию шли хирурги общей практики, травматологи, челюстно — лицевые хирурги. В связи с необходимостью самостоятельно принимать решение о необходимости того или иного способа лечения для больного с каким – либо заболеванием, так как больные часто не компетентны в данных вопросах, доктора, приходя в пластическую хирургию, часто не могли перестроиться и продолжали решать за клиентов, как лучше исправить недостатки их внешности.

Понимать своего врача

Примерно через год – полтора после начала моей практики в пластической хирургии, на развале в книжном магазине я натолкнулся на книгу с названием «Как пациенту лучше понимать своего врача…», книга была написана американским автором, который сам находясь в качестве пациента в ряде клиник и общаясь с врачами, понял, что не только проблема взаимоотношений врача и пациента как руководителя и подчиненного существует, но и в течении короткого времени работы врача (особенно, если врачу приходится принимать сложные решения о методах лечения больных постоянно) прогрессирует. Постепенно врачи и пациенты действительно начинают говорить «на разных языках».

Понять это можно. А вот принять это в своей практике и установить взаимоотношения с пациентом, как с равнозначным партнером, даже в настоящее время получается не у всех хирургов.

В своей практике консультирования пациентов перед операциями, я говорю им, что я отношусь к ним как равным партнерам, прошу их высказывать свое видение не только того, что их не устраивает в своей внешности, но и способы, приемы пластической хирургии, которыми они предполагают это исправить. В случае невозможности улучшения ситуации методиками, предлагаемыми пациентами, я рассказываю не только о самой невозможности, сообщаю им о причинах, по которым данная методика не даст ожидаемого результата, информирую их о возможности заместить данную процедуру другой операцией или косметологическими методиками.

Я говорю пациентам о необходимости нашего взаимодействия в послеоперационном периоде, что дает лучшие результаты выздоровления в ближайшей перспективе и благоприятные, ожидаемые результаты от пластических операций в долгосрочном периоде.

Принять страхи пациента

Я продолжаю работать в пластической хирургии, тем не менее, я не прекращаю свою общехирургическую практику. Общаясь с пациентами, нуждающимися в операциях по поводу заболеваний органов брюшной полости, эндокринной системы, патологией вен нижних конечностей, я знаю, как нелегко человеку решиться на операцию, даже если она обоснована болезнью.

Когда человек решается на пластическую операцию (хирургическое вмешательство, решение о котором принимает он сам) страхов возникает еще больше. Неизвестность результатов операции, вид оперированных областей в ранние сроки после операции, реакция окружающих близких людей на решение об операции, на изменение внешности, могут вызвать тревогу даже у самых устойчивых и «крепких» людей. А ведь большая часть клиентов пластических хирургов – это «хрупкие» женщины.

Только уважение хирурга к пациенту, понимание и принятие его страхов, постоянное взаимодействие в периоды до и после операции, позволяют получить тот результат операции, когда клиент пластического хирурга наслаждается изменениями своей внешности, а сам хирург получает удовольствие от проведенной работы.

Гайдалёнок М.В.
Пластический хирург высшей категории
Подпишитесь на новые статьи

Операции

Протезирование молочных желез
от 90 000 руб.
Отопластика
от 27 000 руб.
Липосакция
от 30 000 руб.
Блефаропластика
от 27 000 руб.

Гайдалёнок Михаил Викторович

Пластический хирург высшей категории
Получил квалификацию врача-хирурга (удостоверение № 182 от 23 июня 1993 года). С 2002 года получил высшую квалификационную категорию по специальности «Хирургия».
На сегодняшний день имею более 30 лет опыта консультирования и оперативного лечения пациентов. Работаю врачом-хирургом НУЗ ОКБ на станции Омск-Пассажирский, врачом-пластическим хирургом в Клиническом медико-хирургическом центре Министерства здравоохранения Омской области и в медицинском центре «Камелот» и заместителем директора по медицинской части медицинского центра «Камелот».
В 1986 году поступил на лечебно-профилактический факультет Омского государственного медицинского института имени Калинина. Окончив вуз с квалификацией «врач-лечебник», продолжил обучение в интернатуре.

Блог врача

Статьи о пластической хирургии в Омске, рассказы об операциях и процедурах, размышления о профессии, рекомендации пациентам и многое другое