Примерно через год – полтора после начала моей практики в пластической хирургии, на развале в книжном магазине я натолкнулся на книгу с названием «Как пациенту лучше понимать своего врача…», книга была написана американским автором, который сам находясь в качестве пациента в ряде клиник и общаясь с врачами, понял, что не только проблема взаимоотношений врача и пациента как руководителя и подчиненного существует, но и в течении короткого времени работы врача (особенно, если врачу приходится принимать сложные решения о методах лечения больных постоянно) прогрессирует. Постепенно врачи и пациенты действительно начинают говорить «на разных языках».
Понять это можно. А вот принять это в своей практике и установить взаимоотношения с пациентом, как с равнозначным партнером, даже в настоящее время получается не у всех хирургов.
В своей практике консультирования пациентов перед операциями, я говорю им, что я отношусь к ним как равным партнерам, прошу их высказывать свое видение не только того, что их не устраивает в своей внешности, но и способы, приемы пластической хирургии, которыми они предполагают это исправить. В случае невозможности улучшения ситуации методиками, предлагаемыми пациентами, я рассказываю не только о самой невозможности, сообщаю им о причинах, по которым данная методика не даст ожидаемого результата, информирую их о возможности заместить данную процедуру другой операцией или косметологическими методиками.
Я говорю пациентам о необходимости нашего взаимодействия в послеоперационном периоде, что дает лучшие результаты выздоровления в ближайшей перспективе и благоприятные, ожидаемые результаты от пластических операций в долгосрочном периоде.